Главная Кроме того В ЛАВРУ - НА ВЕЛОСИПЕДАХ!
21.08.2009
Просмотров: 985, комментариев: 0

В ЛАВРУ - НА ВЕЛОСИПЕДАХ!

В ЛАВРУ - НА ВЕЛОСИПЕДАХ!

Прошлым летом прихожане Оршанского храма Рождества Иоанна Предтечи работник Оршанской центральной котельной Валерий Осокин,  администратор Оршанского районного суда Вячеслав Домрачев и присоединившийся к ним в Визимьярах их друг Николай Кудрявцев предприняли 1034-километровый православный велопробег до Серафимо-Дивеевской обители и обратно.

А нынче 46-летний Домрачев и 57-летний Осокин (на снимке слева направо) решили осуществить прошлогоднее намерение проехать на велосипедах до Троице-Сергиевой Лавры (город Сергиев Посад Московской области).

Сказано – сделано. И сегодня мы предлагаем вниманию читателей путевые заметки Вячеслава Домрачева.

Готовиться к поездке мы начали с ноября  прошлого года. Купили новые шестискоростные велосипеды пермского производства, запасные части и ключи к ним, сверили географические карты.

13-14 июня сделали 218-километровый тренировочный велопробег Оршанка – село Беляево Кикнурского района Кировской области – Оршанка к известному во всей Кировской области удивительному и прекрасному человеку - архимандриту Гавриилу, получив от него благословение на поездку.

4 июля в четыре часа утра, получив заранее благословение батюшек Димитрия Вылекжанина и  Михаила Нехорошкова, мы тронулись от Оршанского храма в дальнее путешествие.

Вначале дорога была уже известна по прошлогодней поездке. До  Визимьяр  доехали без устали и происшествий. Там нас там встретил  Николай и огорчил, сказав, что нынче ехать с нами не может по семейным обстоятельствам.  Что ж, придется вдвоем…

Доехали до Козьмодемьянска быстро, переправились через Волгу и решили срезать путь по проселочным дорогам через Троицкий Посад Горномарийского района. Но в результате, преодолев понтонный мост, множество сверхкрутых подъемов и спусков по лесным дорогам и пересеченной местности, добрались до села Сумки. Сильно устали. Наверное, было быстрее и легче проехать в объезд по асфальтированной дороге, хотя это и гораздо дальше. За день преодолели 202 км – это по показаниям электронного спидометра, которым мы пользовались все дальнейшее путешествие.

В Сумках нас встретили неожиданно: «А вы опять в Дивеево?». Оказывается, нас помнят! Первым делом сразу  накормили, определили место ночевки, много расспрашивали о прошлой и предстоящей поездках. После вечерней службы отец Иоанн Барсуков, настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы, благословил нас на далекий путь.

Ранним туманным утром 5 июля напрямую по лугам едем на село Микряково,  далее на Васильсурск, уже знакомой по прошлому году дорогой через переправы Суры и Волги на село Михайловское, по малым дорогам на село Макарьево.

Удивительно! В селе Великовском Нижегородской области нас тоже помнят! Сергей, организатор и руководитель артели по лозоплетению, резьбе по дереву и чеканке встретил нас очень тепло и радушно. За год у него стало гораздо больше продукции и шире ассортимент.

И вновь мы посетили Макарьевский Желтоводский женский монастырь на берегу Волги. Это надо видеть! Настоятельно советую: не пожалейте времени и средств, побывайте там. Это так незабываемо! Получив благословение от тамошнего батюшки, тронулись дальше.

Время позднее. Дорога становится все уже, часто петляя среди раскидистых деревьев, да и дачники возвращаются на автомобилях  домой, похоже, навеселе. Ехать становится все опаснее. Нередко перед самым автомобилем спрыгиваешь в кювет, чтобы не попасть под колеса. Надо искать ночлег. Впереди - село Ивановское Боровского района. Заночевали  у матушки Елены и отца Вениамина, настоятеля храма Зачатия Иоанна Предтечи.  Несмотря на свою загруженность, они нашли время для нас, приютили, напоили чаем, поговорили о жизни.

Движение на дороге все интенсивнее. Впереди - Нижний Новгород и прилегающие к нему города-спутники. Мир не без добрых людей, и нам очень хорошо и подробно объяснили, как быстрее и без проблем выехать на Кантаурово. Километров 40 ехали по очень оживленной трассе. Водители не признают велосипедистов за участников движения и прижимают на обочину в кювет.

Городец встретил нас проливным дождем. Этот старинный город, когда-то называвшийся Радилов, - почти ровесник Москвы, основан Юрием Долгоруким на левом крутом берегу Волги как крепость. Здесь в 1263 году скончался заболевший в дороге при возвращении из ханской ставки великий князь Александр Ярославович Невский. Одевшись в плащи, мы проехали через весь город на берег рукотворного моря. Здесь построена огромная гидроэлектростанция . 12 километров(!) ехали по дамбе, и  казалось, нет ей конца. Поздно вечером, опять ориентируясь на кресты храма, завернули в село Вершилово.

Староста здешней церкви Спаса Преображения Нина Александровна Однолеткова с супругом Вячеславом Николаевичем приняли нас очень хорошо, накормили, говорили о своей жизни, жизни своего села, реставрации их храма, а утром проводили в дальнейший путь, рассказав о предстоящей дороге. Оказывается, на карте дорога Пурех-Пестяки отмечена как федеральная и отличная, а фактически ее и в помине нет. Ни деревень, ни полей, ни дорог. Пришлось ехать 38 км в объезд через город Чкаловск.

Сердце сжимается: повсюду поля зарастают деревьями, деревни и села умирают, а люди выживают за счет сбора грибов и ягод. Вдоль всей дороги сидят селяне и продают чернику, сушеную и копченую рыбу, чтобы прокормить себя, свои семьи. Остановились возле двух девчат, торговавших черникой, разговорились. Молодые девчонки, обе Оли, живут в деревне, где нет ни работы, ни перспективы. Все трудоспособные мужики либо работают в Москве, либо спиваются, а женщины и девчата выживают только за счет даров леса.

В Палех приехали поздно. Это тоже старинный русский город, где раньше мастера писали самые лучшие иконы в России, а при советской власти расписывали деревянные изделия, посуду из фарфора и стекла, писали картины-миниатюры на черных лакированных коробках из папье-маше на темы русских сказок и сцен из сельской жизни.

Ночевать нас пустил на мужское монастырское подворье отец Даниил. Позже нам рассказывали, что здешние монахи взяли шефство над детским домом-интернатом, и в случае плохого поведения некоторых воспитанников берут к себе мальчишек-сирот на воспитание. Шестеро ребят беспрекословно, по-армейски выполняют все  поручения настоятеля, трудятся на сенокосе, на грядках, не гнушаясь никакой работой.

Вечерняя трапеза состояла из постной пищи с настоящим бездрожжевым черным и черствым монастырским хлебом. Затем все встали на вечернее молитвенное правило. Перед сном грядущим монахи и мальчики друг у друга попросили прощения за минувший день, причем не забыли и о нас. Проведя небольшую планерку – распределив обязанности каждому на следующий день, отец Даниил поинтересовался нашей поездкой, и конечно был крайне удивлен  нашими намерениями.

На пятый день нашего путешествия едем по Ивановской области. Рано утром  ехать еще можно, так как движение по дороге не такое большое. Но солнце встает все выше, машин на трассе все больше, и наша езда по обочине, где щебенка и песок, становится невозможной.

Как-то разом у обоих созревает решение оставить велосипеды в ближайшем селе при храме и ехать на маршрутке - до Сергиева Посада рукой подать, да и зачем рисковать. Впереди показались маковки куполов какой-то восстанавливаемой  церкви. Сворачиваем с трассы и заходим в село. А оно как будто вымерло. Никого! Стучимся в ближайший от реставрируемого храма дом. Вышла молодая монахиня. Оказывается, вообще в этой деревне никто постоянно не живет, все дома - просто дачи. А мы случайно (а может, по воле Божией) попали на Спасо-Преображенское подворье отца Иоанна Доркинского. Это женское монастырское подворье носит имя святого - священника села Большие Дорки, расстрелянного в 1937 году.

Матушка Христина, терпеливо выслушав нашу просьбу, разрешила поставить  велосипеды на конюшне, вскипятила ведро воды и посоветовала нам сначала съездить в Москву, приложиться к мощам святой Матронушки, а уж потом на обратном пути ехать к Сергию Радонежскому. И мы, сполоснувшись от дорожной пыли и поблагодарив матушку, вышли уже в парадной форме на дорогу.

В Москву примчались быстро. Автобусы и маршрутные такси здесь ходят часто. Не теряя времени, на метро добираемся до Свято-Покровского женского монастыря, это недалеко от станции «Таганская». Монастырь обнесен высокой стеной из красного кирпича. Входим в главные ворота. Поразило огромное количество людей (на мой взгляд, несколько тысяч), и большинство с цветами: букетами роз, хризантем, гвоздик, да и просто полевых цветов.

Люди отовсюду идут за помощью к святой  блаженной Матроне Московской,  приложиться к иконе, к ее мощам. И мы встали в конец очереди. Люди, выходившие из собора, где покоятся мощи, сказали, что сегодня они в очереди выстояли восемь часов! И это в среду! Что же бывает в выходные! Оказывается в день сюда приходит более четырех тысяч человек.

Простояв в очереди около трех с половиной часов и продвинувшись совсем ненамного, мы прикинули, что подойдем к ковчегу с мощами лишь к часам одиннадцати ночи. Не может быть, чтоб храм был открыт круглосуточно. Валерий позвонил своим московским родственникам Елене и Аркадию, и те любезно предложили переночевать. Встретили нас очень тепло, накормили, напоили чаем из Египта, где они недавно отдыхали. Приняв душ, я ушел спать, а Валерий ещё долго разговаривал с родными.

9 июля в половине седьмого утра мы вновь подходим к монастырю. Очередь  растянулась уже чуть ли не на квартал, а туристические автобусы все подъезжают. Люди толпами подходят и встают в очередь. Несколько минут - и за нами уже на много десятков метров стоит очередь. Ночью шел дождь, рано утром он прекратился, а тут вновь хлынул как из ведра. Закутавшись в полиэтилен, терпеливо стоим. Удивительно, но никто не ушел из очереди, хотя и не у всех стоящих были зонты. Приложившись к мощам святой Матроны и помолившись, едем на электричке в Сергиев Посад.

Валерий в прошлом году ездил в Лавру. И сразу повел меня в гостиницу – церковь Всех Святых, расположенную почти на окраине города. Мы опоздали всего лишь на несколько минут: перед нами сюда подошел полный туристический автобус с паломниками из Бреста. И нам нет места. Горничная предложила жилье в частном секторе - за 150 рублей ночь. Сергиев Посад – городок небольшой, и мы сразу нашли предложенный нам адрес. Валентина Шакировна, хозяйка частной гостиницы, предоставила нам место ночлега, вскипятила чай. О цене не было и спора, так как в настоящей гостинице гораздо дороже. Узнавали, в одной гостинице сутки стоили 2300 рублей, это не по нашим карманам. Хозяйка предлагала истопить и баньку, но это еще 100 рублей сверху с каждого, и мы вежливо отказались.

Пока чаевничали, Валентина сидела рядом и интересовалась, кто мы и откуда. По ее глазам было видно: не верит, что мы из далекого марийского края ехали на велосипедах. Поинтересовалась, где мы были еще, какие монастыри и храмы посетили. Нам и в голову не приходило, что у нее много знакомых священнослужителей, монахов и монахинь в Московской, Ивановской и других областях. Спросила, как зовут настоятеля монастырского подворья в Палехе, настоятельницу в Больших Дорках. И в это время у нее зазвонил сотовый телефон. Улыбнувшись и бросив на нас короткий взгляд, она стала разговаривать по телефону. А потом спросила собеседника: «Послушай, а у тебя два дня назад ночевали паломники?». Потом к нам: «Как вас зовут?». Мы растерянно: «Валерий и Вячеслав!» И тут отчетливо услышали смех в телефоне. Оказывается, в это время ей позвонил ее хороший знакомый, тот самый отец Даниил из Палеха. Он подтвердил, что были у него недавно два марийца на велосипедах. И тут у Валентины рассеялись все сомнения относительно нас. Разговор пошел совсем иначе, хотя  и вначале она приняла нас очень хорошо. Она посоветовала нам прежде чем идти в Троице-Сергиеву Лавру, поклониться мощам родителей Сергия Радонежского - святых Кирилла и Марии, съездить на электричке на станцию Хотьково. Так поступают настоящие православные, да и пользы для нас от этого будет гораздо больше.

Просто удивительно, но везде нам сопутствовала удача. Нигде попусту мы не задерживались, электрички как по заказу подходили через минуту, как только мы выходили на перрон. Мощи родителей Сергия Радонежского покоятся в соборе Покрова Пресвятой Богородицы Покровского ставропигиального (то есть  непосредственно подчиненному Святейшему Патриарху) женского монастыря. Здесь некогда помещалась чтимая чудотворная икона Тихвинской Божией Матери, неоднократно охранявшая монастырь и окрестные селения от моровых поветрий. Как описывают летописи, «оплакав могилы родителей, погребенных у Покровской церкви, Сергий ушел «на взыскание места пустынного», которое и обрел в глухом углу Радонежской волости, на холме Маковец, где в 1308 году основал Троицкий монастырь - будущую Троице-Сергиеву Лавру.

Мы помолились, приложились к мощам святых Кирилла и Марии, записали о здравии и о упокоении  родных и близких. И вновь вернулись в Троице-Сергиев Посад. В Успенском соборе ещё шла служба. Громкое пение многозвучного мужского хора вызывало мурашки по коже. Мы пошли в Троицкий собор, где находятся мощи игумена Всея Руси Сергия Радонежского. И тут нам опять повезло. Без толкучки приложились к мощам, помолились, поставили свечи. Служба закончилась. И долго еще сидели мы на лавочках на территории Лавры у святого источника.

Хотя время было уже позднее, решили прогуляться по старинному городу. Впечатлений, конечно, очень много, всего и не перескажешь.

Решили, что если купим пельменей в магазине, Валентина нам не откажется их сварить. Но Валентина Шакировна встретила нас на пороге дома как родных: «Сварю все, что скажете, а я вам и баньку истопила!»  На наш отказ от бани вдруг заявила: « С вас ни копейки не возьму, ни за ночлег, ни за баню. Марш мыться!». И выносит почти полулитровый стакан кагора: «Это вам, мои дорогие!».  После бани и сытного ужина она долго сидела с нами и рассказывала о своей жизни. А потом привела свою подругу Валентину, которая слезно просила нас заказывать во всех нами посещаемых монастырях и храмах годовые службы о здравии ее тяжело болящего сына Сергея, ушедшего в армию здоровым красавцем и вернувшегося инвалидом. И при этом доверила нам большую сумму денег для этого.

Ночью опять шел сильный дождь. А в половине шестого утра начинается служба в монастыре, опаздывать нельзя. И мы бежим под дождем в Лавру, в Троицкий собор. Какое-то необъяснимое чувство охватывает во время богослужения. По окончании службы монахи, а затем все присутствующие прикладываются к мощам святого в открытом ковчеге.

Валентина Шакировна  уговаривала нас остаться в Лавре еще дней на десять. 18 июля здесь ожидался большой престольный праздник, приедет все высшее православное духовенство России и наверняка руководство страны, будет большой Крестный ход по городу. Но это очень долго, нам нужно ехать домой. Пока мы обедали, Валентина подробно рассказывала о возникновении Никитского монастыря. Видно, что она сама как паломница посетила много монастырей. Да и вообще заявила, что собирается продать свой большой дом и уйти в женский монастырь.

Прощались мы с ней уже как родные. Валентина Шакировна попросила нас передать матушке Христине (как оказалось, ее подруге) в Больших Дорках банку кофе и «живой» кагор, который идет только для Святого Причастия. А на всем этом монастырском подворье живут только две монахини. Причем, как рассказала Валентина, другая монахиня родом из Голландии, сын у нее работает в посольстве  в Москве, а она приняла монашеский постриг под именем Елисаветы и теперь живет, трудится и молится за Россию и за нас, грешных, в глухой российской деревеньке.

До места, где оставили свои велосипеды, мы добрались в половине третьего ночи. Неудобно будить монахинь, но надвигается гроза. Понятно, что нас никто  не пустит в женский монастырь, и матушка Христина предложила для ночлега сеновал на конюшне, благо мы оба некурящие. На сеновале я не спал с детства, и нет сна более здорового, чем на свежем воздухе.

11 июля в шесть утра громким ржанием нас будит конь. Встаем, собираемся в дорогу, укладываем багаж. Монахиня из Голландии к нам так и не вышла, видимо, строго соблюдает свои каноны. А мы передали Христине привет и все посылки из Лавры, поблагодарив ее за хранение нашей техники и радушный прием. Сфотографировавшись на память, отправляемся в обратный путь.

Движение не стало менее интенсивным, Ростов Великий - Иваново – Нижний Новгород - автомагистраль федерального значения, имеющая большое экономическое значение для Ярославской, Владимирской, Нижегородской и Кировской областей. Но душу греет то, что едем обратно.

С ночевкой сегодня проблем никаких нет. Еще провожая из Вершилово, Нина Александровна и Вячеслав Николаевич приглашали нас заехать на обратном пути именно к ним. И к 18 часам мы подъезжаем уже к знакомому дому. Хозяева рады нашему приезду, истопили баню, накормили хорошим ужином, а потом тетя Нина со слезами на глазах рассказывала нам, как она одна в селе (!), только за счет своей скудной пенсии восстанавливает еще одну разрушенную церковь Всех Святых, на прилежащем погосте которой покоятся родные и близкие не только ее родни, но и многих сельчан. Но кроме нее никому этого не надо, видно, люди совсем зачерствели сердцем.

Утром 12 июля в пять утра Нина Александровна провожала нас как родная мать. Проводила до окраины села, обняла и заплакала. Мы же ей обещали, что обязательно напишем ей письмо, пришлем фотографии.

И вновь проезжаем рукотворное море и в объезд Городца едем по трассе Городец - Линда – Семенов – Красные Баки. Ехать в Оршанку решили теперь другой дорогой. Интересно посмотреть другие места, да и заодно, проезжая по Кировской области, заедем с отчетом к архимандриту Гавриилу в Беляево.

Однако эта трасса ничуть не лучше предыдущих, движение даже еще интенсивнее. Но деваться некуда, едем и часто вынужденно съезжаем на обочину дороги, увязая в песке и падая с велосипедов. Машины пролетают мимо с огромной скоростью совсем рядом, а встречные, идущие на обгон, просто мчатся нам в лоб, не отворачивая.

Заночевали в деревушке Заводь у пенсионера Александра, который заодно еще и подрабатывает сторожем на пилораме. А утром по дороге спрашиваем, у бабушек на автобусной остановке в деревне Уста, правильно ли едем на Урень и далее в Тонкино. Они очень серьезно уточнили, что это километров 17, а ехать на Тонкино еще очень далеко, аж 44 километра. Это вызвало у нас смех. Ведь  за день мы проезжаем не менее 185-200 километров. Поверили ли они? По дороге на остановках и в кафе нам часто приходилось много беседовать с жителями сел, городов, паломниками из туристических автобусов, работниками ГИБДД, и все крайне удивлялись:  «А зачем вам это надо?».

В районный центр Кикнур Кировской области приехали 13 июля  в девять вечера. Валерий позвонил по сотовому телефону своему дяде в деревню Салтаево, чтобы истопил для нас баньку. Родные Валерия нас приняли очень тепло, разговорам не было конца.

А утром Валерий здорово удивил меня. Сам напек целую гору вкусных блинов - вдвое толще, чем ломтики хлеба, которыми нас кормили в придорожных кафе. Вообще цены в них заоблачные, и кормиться очень накладно. Для примера скажу, что если купить у них буханку хлеба, то она обойдется в 60 рублей (!). И притом названия этих харчевен почему-то какие-то кавказские, а за стойками стоят наши русские девчонки.

Но все-таки в мире больше хороших людей, чем плохих. В деревнях люди ближе к природе, ближе к Богу и гораздо отзывчивее, чем в городах. Помню, в деревне Разнежье остановились у магазина «Тополек» и попросили кипятка, так продавщица вскипятила воды и предложила столик, лавочку, чтобы мы нормально могли перекусить. Сославшись, что на улице свежее, мы разместились на штабеле тесовых досок у соседнего дома. И откуда-то вдруг  вышла бабуся и предложила нам, неизвестным мужикам, зайти к ней домой и покушать, на что мы вежливо отказались. А она ещё долго сокрушалась: «И где же я, старая, раньше колобродила? Как же я раньше не успела?». А спросим мы себя честно: сможем ли мы так? Хотя я всегда в ответ на недоверие бабушек смеялся: «Бандюки только на велосипедах и ездят!».

Отец Гавриил несказанно обрадовался нашему приезду. Не знал, как нас лучше усадить, сам прислуживал за столом, угощая обедом. А затем Валерий показывал ему фотографии в цифровом фотоаппарате, и архимандрит узнавал все храмы и соборы Лавры, ведь он там в юности учился в Духовной академии и год работал дьяконом. После обеда вышли на лавочку во двор, и мы его спросили насчет просьбы Валентины из Сергиева Посада о болящем сыне-воине Сергии. Выслушав очень серьезно, отец Гавриил ответил, что будет молиться о здравии  этого молодого человека и его матери совершенно бесплатно, а деньги предложил передать в любой храм города Яранска и заказать там службы. Удивительный человек! Его деревянный Никольский храм в селе построен ещё в XIX веке и требует ежегодного ремонта и больших денежных вложений. Уж наверняка эти деньги ему бы  не помешали, но он поступил именно так.

В Яранске мы зашли в недавно восстановленный Свято-Троицкий собор и объяснили в кассе, что это за деньги и как с ними поступить. Уже собрались уходить, как  к нам подошел мужчина, работник храма. Оказывается, узнав, что мы паломники, предложил поставить велосипеды в ограде храма и покушать. В подвальном помещении храма располагается большая трапезная, и бабушка- повар нам долго рассказывала, как она в молодости плавала на теплоходе по Волге (работала то ли официанткой, то ли поваром) и неоднократно втихомолку сбегала помолиться в Лавру.

Домой в Оршанку ехали, можно сказать, валяя дурака, не спеша. Тут уж мы почти дома, да и этот сегодняшний дневной отрезок пути для нас самый маленький: всего-то навсего 135 километров.

В заключение скажу, что если сложить весь пройденный нами на велосипедах путь за все одиннадцать дней путешествия, то получится, что мы проехали полторы тысячи километров! Велосипеды практически не ломались, если не считать лопнувших трех камер китайского производства и замену одного подшипника.

Но все же я никому не советую повторить подобный велопробег по большим федеральным автомагистралям. Если нужно для здоровья, ездите по малым и проселочным дорогам, но не по оживленной трассе. Сейчас много туристических фирм, которые предоставляют паломнические услуги на шикарных автобусах. Так комфортабельнее и безопаснее. Нет никакой культуры вождения  у наших автомобилистов. Сплошь и рядом мы видели нарушения правил дорожного движения. А обочины трасс пестрят на каждом километре надгробными памятниками, будто едешь по длинному нескончаемому кладбищу. Уверен, что мы с Валерием проехали этот непростой путь быстро, легко и без устали  только благодаря священнослужителям, которые, благословляя нас, молились за нас во время всего нашего путешествия.

 

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    
       

каталог организаций