Главная Общество НЕ СТЕРЕТЬ ИЗ ПАМЯТИ АФГАН…
13.02.2009
Просмотров: 3505, комментариев: 0

НЕ СТЕРЕТЬ ИЗ ПАМЯТИ АФГАН…

НЕ СТЕРЕТЬ ИЗ ПАМЯТИ АФГАН…

Каждый год 15 февраля воины-интернационалисты России и других стран СНГ, матери, потерявшие сыновей и поседевшие от горя, овдовевшие рано жены, осиротевшие дети встают плечом к плечу в скорбном молчании у памятников воинам-афганцам. В этот день 1989 года последним покидал Афганистан разведбатальон 201-й дивизии. Так, для Ограниченного контингента советских войск завершилась Афганская война.

В списке ее участников - 65 оршанцев. Пятнадцать из них  награждены боевыми орденами и медалями, трое (В.Ф.Пайметов, В.В.Шашков, Н.В.Кухарь) навечно остались «там», «здесь» не стало четверых.

На днях выходит в свет сборник «Разве это было зря…» о наших земляках -  участниках Афганской войны 1979-1989гг., авторами которого выступили участник Афганской войны Вениамин Иванович Петухов и его супруга Галина Никоноровна - учителя Оршанской средней школы.   

Участниками проекта уточнен список участников этой войны. Собраны и восстановлены фотодокументы – свидетели тех грозных событий. В картотеке около ста фотографий. Оформлены биографические данные десяти «афганцев». Составлена карта «Боевой путь земляков».

Сегодня мы публикуем лишь часть собранных материалов и воспоминания тех, кто был на той войне.

Первыми из нашего района  в составе Ограниченного контингента советских войск (ОКСВ)  в Республике Афганистан с февраля 1980 года находились старший лейтенант Александр Геннадьевич Смирнов, рядовой Михаил Васильевич Желонкин,  с ноября 1980 года - рядовой Виталий Филиппович Пайметов.

Одиннадцать  наших земляков-пограничников стояли на страже советско-афганской границы: ефрейторы Николай Николаевич Москвин, Александр Александрович Аппаков и рядовой  Александр Петрович Ершов в 117-м Московском погранотряде, рядовой  Александр Николаевич Шашков в 48-м Пянджском погранотряде, ефрейторы Анатолий Михайлович Силин, Олег Шакурович Гараев и Павел Новомирович Майоров в 81-м Термезском погранотряде, рядовой Игорь Александрович Шаблаков в  68-м Тахта-Базарском погранотряде  Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа; рядовые Никита Якимович Дубинин и Сергей Иванович Медведев в 35-м Мургабском погранотряде Краснознаменного Восточного пограничного округа; ефрейтор Владимир Михайлович Иванов в 74-м Сретенском погранотряде Краснознаменного Забайкальского пограничного округа.

Oдной из важнейших и наиболее сложных задач ОКСВ являлась охрана  народнохозяйственных и военных объектов, основных автомобильных дорог и  сопровождению по ним основных транспортных  колонн. Ежедневно на дорогах в движении по афганской территории находилось 25-30 автомобильных колонн или 1000-1500 автомобилей. Для подвоза материальных средств и продовольствия было создано 86 автомобильных колонн. По трубам, проложенным от Термеза  до Баграма и от Кушки до Шинданда, перекачивалось ежемесячно до 300 тысяч тонн бензина и дизельного топлива. Советские войска обеспечивали всем необходимым не только себя, но и оказывали материальную помощь афганскому населению.

 20-летними парнями сели за руль военных автомобилей наши земляки. Рядовой Леонид Алексеевич Домрачев на КамАЗах перевозил из Кушки боеприпасы, вещевое оборудование, продовольствие в Шинданд и в Кандагар. Не раз попадал под обстрелы.

Младший сержант Валерий Васильевич Токарев служил в автомобильном батальоне обеспечения. Командир автомобильного отделения сержант Сергей Юрьевич Шашков находился в провинции Пактия больше года. Гарнизон охранял южные рубежи. Сержант Виталий Анатольевич Ятманов был водителем 375-го отдельного батальона материального обеспечения.      Батальон возил топливо из Кушки в Шинданд, Ирах, Фарах, Кандагар. Поставлял топливо на горные заставы.   Принимал участие в боевых рейдах в качестве заправщика боевой техники.

*  *  *

Воспоминания воина-афганца Вениамина Ивановича Петухова:

 «3 ноября 1987 года в 4 часа утра нас посадили в самолет ИЛ-76. Он взял курс на военный аэродром города Ферганы. После проверки документов и обмундирования мы вылетели в Афганистан. Летчики предупредили: когда будем пролетать над границей нашей Родины, зажгут зеленую лампочку. Зеленый сигнал – так мы узнали, что летим над чужой территорией. Каждый думал о своем. Что ждет впереди, никто не знал и не представлял. 

И вот наш самолет делает круг и идет на снижение. Мы на военном аэродроме города Кабула.  После золотой осени России поразила темнота. Быстро садимся на БТРы и едем в Дом культуры. Инструктаж по технике безопасности: как вести себя и что не стоит делать в незнакомой стране. В подтверждение слов командира – документальный фильм. Ночуем здесь же, приспособившись кто как может…

После двухнедельного курса молодого бойца в палаточном городке – распределение в полки. Попал в 345-й полк. А 350-й, «полтинник», находился в Кабуле, в нем оказался мой друг Эдик Шашкин из Башкирии. Видимо, судьба разделяла нас. Он просил, чтобы я перешел в 350-й, а я – его в 345-й. Не знаю почему, но не хотелось оставаться в Кабуле. Так мы и расстались. В первое время обменивались весточками. Один раз даже встретились. Приезжали в Кабул за продуктами и боеприпасами. Ночь провели в разговорах.   29 декабря 1988 года он  погиб...

Служил в провинции Логар на 6-й сторожевой заставе. Рядом протекала река Логар, а недалеко находился кишлак, название которого не помню. Главной задачей была охрана безопасности движения по дороге Кабул-Гардез. До нашего прибытия, по словам старослужащих, здесь проходила крупная операция «Магистраль». Нам досталась относительно спокойная служба.

Как мы выходили из Афганистана? В конце 1988 года все знали и ждали – мы будем выходить. Когда это будет, нам не говорили. Ждали приказ. О нем узнали в конце января 1989 года. Необходимо было быстро собрать вещи, сдать оружия и на БМП выехать в Кабул.   Ночь прошла в Кабуле… На следующее утро приехали на военный аэродром. Прилетевший за нами самолет ИЛ-76 оказался наполнен мешками с мукой для афганского народа. В течение дня разгружали самолет. Только к вечеру 29 января 1989 года самолет взял курс на Родину».

Родина встречала сыновей в Фергане. Как это происходило, в памяти Вениамина Ивановича не сохранилось. Только в семейном архиве хранится письмо из Ферганы: «…Вывели нас из Афганистана. …Приношу свои извинения. …Пока постараюсь потихоньку выйти из этого положения. Ждите следующего письма из Витебска, куда поедем через три дня». Только теперь родственники узнали, что сержант Петухов был на войне.

*  *  *

Валерий Николаевич Зыков родился 29 декабря 1955 года в деревне Часовенная Волжского района. В 1956 году родители переехали жить в деревню Малая Каракша Оршанского района.

После окончания Оршанской средней школы Валерий поступил учиться в Саратовское военное авиационное училище по специальности «летчик».

С декабря 1976 года по июль 1983-го - командир вертолета МИ-8 78-й отдельной вертолетной эскадрильи радиоэлектронной борьбы Московского военного округа.

В 1983 года по 1986 год служил в Германии в вертолетном полку в должности командира вертолета МИ-8.

В 1987  году капитан В.Н.Зыков продолжил службу в Забайкальском военном округе старшим летчиком МИ-8.

Более года служил в Кабуле в 329-м отдельном вертолетном полку 23-й Воздушной армии старшим летчиком, командиром звена. За боевые заслуги награжден орденом Красной Звезды.

 «Больше всего запомнились минуты между мирной жизнью и войной. Жили надеждой: как выжить и вернуться домой. Ждали письма родных, вспоминали о них, о друзьях. На войне очень сильно и ярко выявились ложь, обман и предательство».

В сентябре 1992 года майор В.Н. Зыков был уволен в запас. Вернулся на малую родину,  в Оршанку. Сейчас  на заслуженном отдыхе.

*  *  *

Одним из последних в феврале 1989 года покидал  Афганистан ефрейтор Николай Николаевич Москвин, служивший в 117-м Московском погранотряде Краснознаменного Среднеазиатского пограничного округа.  Авторы сборника благодарят его за активное участие в организации фотовыставки «Разве это было зря…».

 

Комментарии

Архив новостей

понвтрсрдчетпятсубвск
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
       

каталог организаций